Ревизские сказки
С 1718 по 1858 гг. было проведено 10 ревизий
1 | 1718 — 1727 гг. |
2 | 1743 — 1747 гг. |
3 | 1761 — 1767 гг. |
4 | 1781 — 1782 гг. |
5 | 1794 — 1795 гг. |
6 | 1811 г. |
7 | 1815 г. |
8 | 1833 г. |
9 | 1850 г. |
10 | 1857 — 1858 гг. |
Одним из главных источников для генеалогических исследований, позволяющим узнать необходимую информацию о предках, являются ревизские сказки — документы именной переписи податного населения Российской Империи, охваченного ревизиями XVIII — середины XIX вв. Возникновенние ревизских сказок, как особого вида исторических источников, непосредственно связано с реформой налогообложения, начатой в 1718 г., когда подворное налогообложение было заменено подушным, т.е. подати отныне стали взыматься с «души мужского пола». Проведение реформы потребовало организации подушного учёта населения. Осенью 1718 г. царским указом было велено собрать «сказки» о количестве душ в каждом населённом пункте. С этого момента берут начало ревизские сказки. История ревизий и история ревизских сказок, как вида исторических источников, настолько неразрывно связаны, что отделять их друг от друга не имеет смысла. Ревизские сказки, оформленные в виде книги или тетради, содержат сведения, позволяющие судить о численности населения, его географическому размещению, социальному и половозрастному составу, национальному и семейному состоянию, вопросам миграции населения. Генеалога в первую очередь должны интересовать сведения о составе семьи и родственных связях внутри неё, а также даты рождения и смерти, информация о браках, разводах и рождении детей.
На протяжении XVIII — середины XIX в. было проведено 10 ревизий (с 1719 по 1857 гг.), каждая из которых растягивалась на несколько лет, поэтому за год проведения ревизии историками обычно принимается её «основной год», т.е. год, в который было учтено большее количество населения. При работе с материалами ревизского учёта следует принимать во внимание, что в ревизии учитывалось податное население, состав которого на протяжении XVIII — XIX вв. постоянно менялся, следовательно менялась и степень представления в ревизских сказках всего населения страны. Так, 1-ая, 2-ая и 6-ая ревизии учитывали только «души мужского пола», остальные же — и мужского, и женского. Как правило, учёту подлежали все категории податного населения (а их, согласно списку, подготовленному по окончании 3-ей ревизии, насчитывалось более 100 наименований), традиционно объединяемые в более крупные группы крестьян (государственных, дворцовых и частновладельческих), посадских людей и купцов. Во всех без исключения ревизиях не участвовали дворяне, духовенство, отставные солдаты и драгуны, а также состав действующей армии и флота. Что же касается социальных групп, занимающих «промежуточное» положение между податными и привилегированными сословиями, то здесь государство пошло по пути постепенного освобождения их от подушной подати: так, с конца XVIII в. учёту не подвергаются купцы 1-ой гильдии, государственные чиновники и разночинцы. Единицей переписи была т.н. «ревизская душа», сохранявшая свою актуальность как налогоплательщик вплоть до следующей ревизии, несмотря на возможное изменение социального статуса, забор в рекруты или смерть (эта особенность ревизского учёта легла в основу сюжета повести Н. В. Гоголя «Мёртвые души»). Сложности с выборкой и определением категорий населения объяснялись ещё и тем, что сами ревизии являлись своего рода шагом на пути к выделению этих категорий, а не просто отражали уже устоявшуюся стратификацию общества. К концу третьей ревизии был подготовлен список, квключающий более 100 наименований категорий податного населения. Кроме того, следует учитывать, что ревизии проводились не на всей территории страны: как правило в документах ревизского учёта не отражается население Польши, Закавказья и ясачных районов Сибири, только с 1781 г. система общегосударственных ревизий была распространена на Украину. Ревизия как процесс состояла из нескольких этапов, на каждом из которых возниклали особые виды документов. Таким образом, ревизские сказки являются первичными материалами ревизии, сведения которых на следующих этапах обобщаются и структурируются, а также подвергаются дальнейшей обработке и тщательной проверке (отсюда, собственно, и название переписи — «ревизия»). Ревизские сказки подавались в местные органы власти (волостные правления, ратуши, затем городские думы), где составлялись перечневые ведомости — первый этап обобщения данных ревизских сказок в масштабах уезда, провинции и губернии, содержащие сравнение данных текущей ревизии с уже проверенными данными предыдущей. На момент полного окончания ревизий составлялись генеральные табели, а с четвёртой ревизии (1782 г.) начинают составляться окладные книги — общероссийские сводные материалы ревизии, предназначенные только для расчёта податных сборов (поэтому в них отсутствуют сведения о женском населении и сопоставление с предыдущими ревизиями). В имениях ревизские сказки подавались владельцами или их приказчиками, в поселениях государственных крестьян — старостами или другими должностными лицами, в городах — представителями городской управы.
Долгое время чёткого формуляра ревизской сказки не существовало: во время двух первых ревизий учитывались только лица мужского пола с указанием возраста; начиная с третьей ревизии вводится печатный бланк сказки, начинает учитываться и женское население, увеличивается количество данных, которое обязательно должна сообщать сказка по каждому учитываемому человеку. Только с седьмой ревизии (1815 г.) формуляр складывается окончательно: вводится новая, более простая форма структурирования данных, запись начинает вестись по семьям. С этого момента ревизская сказка содержит в себе следующие клаузулы: название (год, месяц, число подачи, губерния, уезд, село, владелец крепостного селения, если сказка дана по помещичьему селу), графу с номером семьи, цифры состава семьи «по последней ревизии», число и состав «выбывших» и «прибывших» лиц, временно отсутствовавших, и итоговые данные «ныне налицо». В заключение стоят подписи ответственных лиц. В сказку записывалась одна семья за другой, на левой половине листа — мужчины, на правой женщины.
Отдельно следует рассмотреть вопрос о достоверности сведений, содержащихся в ревизских сказках и других материалах ревизского учёта населения. Вполне естественно, что государство стремилось максимально увеличить количество «душ», облагаемых налогом. Так же как и подлежащие учёту слои населения (или их владельцы, если речь идёт о помещичьих крестьянах) были заинтересованы в обратном (особенно это касалось раскольников, обязанных платить двойной налог). Как правило, серьёзные искажения могут содержаться в информации о численности населения, учитываемого только для счёта (например, женского населения) и не обязанного платить налог. В учёте данной категории населения никто не был заинтересован, поэтому иногда он проводился непоследовательно и небрежно. Таким образом, анализ ревизских сказок позволяет почерпнуть необходимую информацию для генеалогического исследования: имена, даты рождения и смерти, сведения о социальном статусе и семейном положении, а также ряд дополнительных сведений о предках. Для дополнения сведений, предоставляемых ревизскими сказками, зачастую используются другие документы церковного и административно-полицейского учёта населения. Однако в большинстве случаев ревизские сказки остаются единственным и самым информативным, самым значимым источником для генеалогических исследований по истории крестьянских и купеческих семей XVIII — середины XIX в.